«Гонка к нулю» пугает большинство технологических компаний

Облачные сервисы, позволяющие удаленно хранить данные, и ставшие столь популярными буквально несколько лет назад, развиваются настолько быстрыми темпами, что начинают пугать многие технологические компании.

Конечно, стремительное удешевление хранения информации в облаках – это большое благо для потребителя (если не для всего человечества). Но бывает и так, что у медали есть оборотная сторона. И имя этой оборотной стороне, в данном случае — «гонка к нулю».

Рынок облачных сервисов стал весьма тесным, конкурировать на нем могут позволить себе лишь гиганты, стремительно урезающие стоимость гигабайта благодаря поистине гигантским размерам своих хранилищ данных и столь же высокой востребованности подобного вида услуг.

Именно эта тенденция к стремительному уменьшению цен на хранение информации в облаке является «погоней к нулю», то есть, к нулевой стоимости гигабайта в облаке.

Основания для беспокойств действительно имеются – стоимость хранения данных падает экспоненциально: например, цена «облачного гигабайта» данных в 1993 году составляла 9 000 $, в 2013 же году (т.е. спустя всего 20 лет) она снизилась до четырех центов.

Одним из главных движителей подобного прогресса в последние годы стала компания Amazon, как говорится, «съевшая собаку» на облачных сервисах. С падением стоимости хранения гигабайта на жестком диске Amazon симметрично урезала стоимость того же гигабайта в облаке. Только за последние шесть лет в «облачном конгломерате» AWS (Amazon Web Services) случилось 44 коррекции прейскурантов в сторону снижения цен.

Amazon стремится снижать стоимость, зарабатывая не на большой марже, а на гигантских объемах пользовательской базы. Также компания с успехом расширяет эту клиентскую базу путем запуска все новых сервисов.

И вполне естественно, что другим игрокам рынка приходится корректировать свой путь соответствующим образом, с оглядкой на гиганта. Та же история была и у интернет-магазина Amazon в оффлайне, когда великое множество мелких компаний (ведущих свою деятельность как в интернете, так и в офлайне) разорилось из-за бессмысленности конкурирования с таким монстром онлайнового ритейла.

В онлайне облачным сервисам Амазона конкуренцию пытаются составить Microsoft и Google (потому что могут) – они также снижают стоимость своих услуг и вешают соответствующие ценники на хранение данных, пытаясь нарастить пользовательскую базу, чтобы не уйти в минус и остаться на плаву.

Получается, что из-за жесткой конкуренции цены падают настолько стремительно, что вскоре за хранение информации в облаке мы сможем не платить вообще ничего.

Аарон Леви, CEO облачного сервиса Box, согласен с таким ходом мыслей, и говорит, что «в не очень отдаленном будущем хранение информации в облаке может стать бесплатным и безлимитным».

Для рядовых пользователей это отличная новость, особенно если учесть растущее количество (и качество, с вытекающим увеливением объемов) мультимедиа, электронных документов, фотографий и прочих данных, не умещающихся на смартфонах и даже стационарных компьютерах и, потому, отправляющихся на хранение в облака.

Но для компаний вроде Dropbox, Box, Google, Microsoft, HP, IBM и многих других эту новость радостной не назвать. Разбухшую до неимоверных размеров инфраструктуру из ЦОДов и прочих датацентров с магистральными каналами передачи данных, нужно как-то и на что-то содержать и вовремя модернизировать.

Если за аренду места на дисках платить никто не будет, то откуда возьмутся деньги на содержание этих дисков в рабочем состоянии? Очевидно, компаниям придется искать выход в создании новых уникальных сервисов, за пользование которыми пользователи согласятся платить.

Например, в случае с компаниями Microsoft и Google – это онлайновые офисные приложения, ставшие частью их облачной инфраструктуры. Box также пытается предлагать пользователям дополнительные услуги в виде улучшенной безопасности хранения файлов – за дополнительную «секюрность» готовы платить компании, дорожащие своими данными. Кроме того, Box планирует зарабатывать на приложениях для управления проектами и прочих «побочных» сервисах.

При этом каждая новая компания, выбирающая путь сквозь терни к облакам, вынуждена изворачиваться по-своему, запуская все новые сервисы, порой не имеющие прямого отношения к чистому хранению данных.

Очень интересно, как будет при таком раскладе продолжаться конкурентная борьба, особенно, среди тех, кто уже вложил миллиарды долларов в инфраструктуру, бросив вызов тому же Амазону. Также интересно, чем все это закончится.

В любом случае, ждать долго не придется, ведь лидеры «гонки к нулю» пока даже не думают останавливаться.